Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
=Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"=
Описание адаптированных образовательных программ, реализуемых в КОГОБУ СШ с УИОП пгт Пижанка, с приложением их копий
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с ОВЗ (ЗПР)
– это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Цель реализации программы для обучающихся с задержкой психического развития – обеспечение выполнения требований стандартов второго поколения для обучающихся с ОВЗ с 1 по 4 класс посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для детей с ОВЗ (ЗПР)
– образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья – детей с задержкой психического развития (ЗПР), – с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Цель реализации программы для обучающихся с ЗПР – обеспечение выполнения требований ФГОС ООО обучающимися с ЗПР посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
План работы ППк КОГОБУ СШ с УИОП пгт Пижанка на 2021-2022 учебный год
Цель работы: создание системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия обучающимся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, специальными образовательными потребностями, состоянием соматического и нервно – психического здоровья.
Задачи:
- Изучить и проанализировать ситуацию развития ребенка в адаптационный период;
- Выявить факторы «риска» в развитии ребёнка и особенности усвоения им учебного материала;
- Выявить актуальные и резервные возможности ребенка;
- Организовать психолого – педагогический мониторинг по отслеживанию состояния и результативности развития личности ребенка, уровень его достижений по компонентам содержания обучения и по ступеням общего образования;
- Определить пути интеграции ребенка в соответствующий класс при положительной или отрицательной динамике;
- Изучить условия развития ребенка в семье;
- Организовать взаимодействие между педагогическим составом школы и специалистами ППк, обеспечить консультативную и практическую помощь педагогам и родителям;
- Осуществлять, консультативную помощь обучающимся индивидуально на дому, их родителям и педагогам
- Осуществлять целенаправленную работу с детьми «группы риска».
№ п\п
|
Мероприятия
|
Дата проведения
|
Ответственный
|
Экспертно – диагностическое направление
|
1.
|
Первичное обследование вновь прибывших обучающихся
|
сентябрь
|
классные руководители
|
2.
|
Определение профессиональных наклонностей обучающихся для определения вида трудового профессионального обучения при переходе в старшую школу
|
в течение года
|
классные руководители
|
Консультативное направление
|
1.
|
Рекомендации ППк учителям, работающим с обучающимися, стоящими на контроле ППк
|
в течение года
|
зам. директора
по УВР
|
2.
|
Психолого – педагогические консультации для родителей
|
в течение года,
по необходимости
|
зам. директора
по УВР
|
Сопроводительное направление
|
1.
|
Анализ индивидуальных особенностей, психофизического развития, поведения и успеваемости всех обучающихся 1 классов, 5 классов и вновь прибывших обучающихся 2 - 11 классов.
|
в течение года
|
классные руководители
|
2.
|
Анализ индивидуальных особенностей, психофизического развития, поведения и успеваемости обучающихся, стоящих на учете школьного ППк.
|
в течение года
|
классные руководители
|
3.
|
Организация сопровождения всех обучающихся 1 классов, 5 классов и вновь прибывших обучающихся 2 - 11 классов в адаптационный период.
|
в течение года
|
классные руководители
|
5.
|
Организация психолого - педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников «группы риска».
|
в течение года
|
классные руководители,
зам. директора
по УВР
|
6.
|
Анализ состояния обучения и развития учащихся 2-11 классов, стоящих на учете ППк.
Обследование учащихся, испытывающих трудности в обучении, для решения вопросов дублирования программы обучения.
|
май
|
классные руководители
|
7.
|
Профилактика суицидального поведения, конфликтного поведения, агрессии.
|
в течение года
|
зам. директора
по ВР
|
8.
|
Мониторинг дальнейшего обучения выпускников 9, 11 классов с учетом индивидуальных особенностей.
|
март - апрель
|
классные руководители
|
Информационно – просветительское направление
|
1.
|
Проведение семинара по профориентации
|
декабрь-февраль
|
зам. директора
по УВР,
специалист ЦЗН
|
Аналитическое направление
|
1.
|
Анализ работы школьногоППк за 2021-2022 учебный год. Утверждение плана работы на 2022-2023 учебный год.
|
август
|
зам. директора
по УВР,
постоянные и временные члены ППк
|
График заседаний психолого-педагогического консилиума (ППк) КОГОБУ СШ с УИОП пгт Пижанка
2021-2022 учебный год
Сроки
|
Тематика плановых заседаний
|
1 заседание (август)
|
1.Утверждение плана ППк на 2021-2022 учебный год.
2.Инструктаж по выполнению функциональных обязанностей членов школьногоППк.
3.Комплектование списков учащихся с ОВЗ в соответствии с заключениями ЦПМПК.
|
2 заседание (октябрь)
|
1.Проведение экспертизы ИУП, рабочих программ индивидуального обучения на дому, рабочих программ учебных предметов и курсов внеурочной деятельности.
|
3 заседание (ноябрь)
|
1.Адаптация учащихся 1-х классов к условиям школьного обучения. Осуществление психолого-педагогической диагностики учащихся, выявление резервных возможностей развития.
2.Адаптация учащихся 5-х классов. Преемственность в обучении и воспитании I и II уровней. Выявление проблем адаптационного периода.
|
4 заседание
(январь)
|
1.Оценка эффективности и анализ коррекционно-развивающей работы с обучающимися за I полугодие.
2.Промежуточные результаты коррекционно-развивающей работы с учащимися «группы риска» образовательных классов.
|
5 заседание
(март)
|
1.Рассмотрение представлений специалистов ППкна обучающихся, направленных на ЦПМПК для определения дальнейшего индивидуального образовательного маршрута.
|
6 заседание
(май)
|
1.Оценка эффективности и анализ коррекционно-развивающей работы с обучающимися за II полугодие.
2.Оценка эффективности и анализ результатов ПП-сопровождения учащихся.
3.Рекомендации по дальнейшему психолого-педагогическому сопровождению учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.
4.Составление плана работы на 2022-2023 учебный год.
|
|
Тематика внеплановых заседаний
|
По мере необходимости
по запросу педагогов или
родителей (законных представителей)
|
1.Изменение формы обучения, обсуждение проблем в обучении или воспитании учащихся.
2.Определение формы обучения для вновь прибывших в течение года учащихся.
3.Работа с педагогами, классными руководителями по проблемам детей «группы риска».
|
Нормативно-правовая база, регламентирующая обучение детей с ОВЗ
СанПиН 2.4.2.3286-15
Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации"
Постановление № 85/67 "О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 03.03.2014 № 251/15"
ПРИКАЗ от 19 декабря 2014 г. N 1599
ПРИКАЗ от 19 декабря 2014 г. N 1598
--> |