Когда ребенок приходит в школу, для него созданы все условия для осуществления образовательной деятельности в безопасной и здоровье сберегающей среде. Но, находясь в социуме, ребенок постоянно находится в движении, общении, сотрудничестве. Он посещает разные организации: кружки, секции, клубы по интересам, студии. Да и просто находятся на улице, дома, на стадионе, в парке.
А здесь как раз и может подстерегать беда, которая, точно не случится с ребенком, если он знает правила безопасного поведения и меры предосторожности от аварийных ситуаций. Значит, надо научить ребенка вести себя правильно в опасной ситуации. Сформировать безопасное поведение.
Наша задача – различными методами формировать у ребенка привычку действовать правильно в опасной ситуации. Привычки у ребенка вырабатываются путем многократного повторения каких-либо действий, имитирующих различное поведение на улице, во дворе, дома или же в школе.
Методы формирования безопасного поведения могут быть следующие:
Наглядный метод. Это экскурсии к перекрестку, к светофору, в пожарную часть или понаблюдать за действиями пожарных во время учений
Метод сравнения. Это задания на группировку и классификацию опасных и безопасных ситуаций.
Метод моделирования ситуаций. Это практическое применение полученных знаний на деле и тренировка умений безопасно выбраться из экстремальных ситуаций.
Метод повторения. Дает возможность закреплять теоретические знания.
Экспериментирование и опыты. Дают ребенку возможность самостоятельно находить решение в виртуальной опасной ситуации
Игровые методы. Повышают качество усвоения познавательного материала через эмоции.
Существует невероятное множество различных игровых ситуаций, которые можно и нужно применять. Примеры некоторых из них.
Игра «Выбери правильный ответ». Предлагаем ребенку выбрать букву, под которой спрятался правильный ответ. Записать эту букву.
Ситуация: Во время поездки на автобусе можно: Дальше перечисляем варианты, из которых ребенок должен выбрать утверждение под нужной буквой и записать букву на лист бумаги
а) петь песни: б) требовать себе место на сиденье; в) вставать на сиденье ногами; г) уступать место старшим;
Ребенок выбирает правильную букву. Затем идет следующий список действий, к примеру ситуация во время таяния льда. Там ребенок так же выбирает правильную букву. Затем еще ситуация и варианты ответов под буквами. Из получившихся букв ребенок складывает слово. Если это заданное слово, к примеру, «Дом», значит, ребенок знает как себя вести в этих ситуациях.
Игра «По грибы». Закрепляет знание видов съедобных и несъедобных грибов, умение различать их по внешнему виду на картинке и муляжах. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы.
Игра «Собака - друг человека». Задача: Учить определять по виду собаки ее отношение к окружающему. Материал: Карточки с изображениями разных видов собаки, кружки небольшого размера красного и зеленого цвета.
Ход игры: на столе лежат карточки с изображениями разных видов и состояний собаки (домашней, бродячей, злой, доброй, ласковой, агрессивной и т.д.). На карточку с опасным видом животного раскладывается красный кружок, а на неопасную собаку- зеленый кружок.
Игра «Чтобы не испортить праздник». Формирует представления об опасных развлечениях, и напоминает о том, что запрещено применять самостоятельно бенгальские огни, петарды, хлопушки.
Лото «Опасные и безопасные ситуации» : по темам пожарная безопасность, безопасность на водоемах, безопасность дома и безопасность в поселении. Во время игры вместо бочонков использовать картинки, которые являются решением ситуаций, изображенных на листах заданий у детей. Побеждает тот, кто первым закроет свой лист карточками.
Следующий способ формирования навыков безопасного поведения – это групповые задания для школьников.
Задание для каждой группы: сформулировать самим технику безопасности и правила поведения в ситуациях: 1)во время урока технологии, 2) во время работы на приусадебном участке; 3) правила дорожного движения и 4) правила поведения в транспорте.
Ещё один способ формирования навыков безопасного поведения – это практические упражнения. Моделируется ситуация и ребенок на практике выполняет действия. Варианты:
1 вариант: звонок службу спасения. Ребенок берет карточку с опасной ситуацией, рассматривает ситуацию и моделирует свой звонок в службу спасения (вслух произносит информацию, которую он бы сказал диспетчеру).
2 вариант: безопасное отключение электроприборов. На столе размещают несколько электроприборов. Задача ребенка сначала отключить кнопку на удлинителе (чтобы лампочка погасла) и а затем безопасно извлечь вилку из резетки.
3 вариант: в некотором месте в классе оставить незнакомый, максимально подозрительный пакет. Один из участников моделированной ситуации выполняет действия, необходимые в данной ситуации и в том числе совершает звонок в службу спасения. Тем самым вы и повторяете номер телефона службы спасения и прививаете навык действий в такой ситуации.
4 вариант: действия ребенка, если у него поднялась температура и он один дома.
Для детей существует множество незатейливых стихотворений, которые, тем не менее, укрепят в памяти нужное действие.
Интересное стихотворение можно прочитать (и не один раз) вместе с детьми:
Каждый грамотный ребенок
Должен твердо знать с пеленок…
Если вас зовут купаться,
В телевизоре сниматься,
Обещают дать конфет,
Отвечайте твердо: _____
Вам предложат обезьянку
Или даже денег банку,
Или даже в цирк билет –
Отвечайте твердо: ______
Позовут лететь к Луне
Покататься на слоне
Есть на все простой ответ,
Ты ответить должен: ______
Для успешного формирования безопасных действий в опасной ситуации нужно помнить, что главное – это личный пример взрослых. Нельзя внушать детям, что дорогу можно переходить в положенном месте, а с мамой можно перейти, где хочется. Правила должны быть для всех.
В нашей школе проводится систематическая работа в этом направлении.
В работу по воспитанию безопасного поведения с детьми младшего школьного возраста быть включены 6 основных тем, взаимосвязанных друг с другом:
Школьник и другие люди.
Основная мысль этого направления - школьник должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.
Школьник и природа.
Задача работы по этому направлению – рассказать ребятам о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.
Школьник дома.
В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.
Здоровье ребёнка.
Это направление предполагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.
Эмоциональное благополучие ребёнка.
Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.
Школьник на улицах поселка.
Дети знакомятся с правилами поведения на улицах поселка и города, правилами дорожного движения.
Педагоги ставят задачу не столько обучить, сколько научить правильно и безопасно вести себя в той или иной ситуации. Знания и темы занятий постепенно усложняются, уточняются, дополняются.
Работа с детьми по обучению правилам безопасности жизнедеятельности осуществляется через: тематические занятия; беседы; чтение художественной литературы; рассматривание картин, плакатов; дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры; целевые прогулки; экскурсии; развлечения; конкурсы рисунков.
В целях профилактики несчастных случаев с обучающимися нашей школы проводятся инструктажи по всем видам деятельности. Инструктажи проводятся 2 раза в год: в начале года и в в третьей четверти. Инструкции типовые, но классные руководители их адаптируют в соответствии с возрастом, характером класса и особенностями поведения. Перед каждыми каникулами проводится стандартный набор инструкций .
Кроме инструкций созданы специальные памятки, которые регулярно напоминают классные руководители и которые размещаются на классном стенде безопасности. Стенд по безопасности жизнедеятельности имеется в каждом классе и информация на нем регулярно обновляется.
Пословицы по пожарной безопасности.
Не шути с огнем, обожжешься. Огонь не вода — охватит, не выплывешь.
Искра мала велик пламень родит. Спички не игрушка, огонь не забава.
Пословицы и поговорки по ПДД.
Тише едешь — дальше будешь.
Знай Правила движения как таблицу умножения.
Гляди в оба, да не разбей лоба.
Работа по формированию навыков безопасного поведения должна проводиться непрерывно и постоянно совершенствоваться. Потому что только зная и соблюдая правила безопасности, дети смогут предвидеть опасные ситуации, избежать их, а, в крайнем случае, будут к ним максимально готовы. |