Десятиклассники школы приобщались к древним традициям Руси и организовали в классе святочные гадания, проводимые в период зимних святок с Сочельника по Крещение.
Своими корнями святочные гадания уходят во времена языческой Руси. Считалось, что именно в святочные дни потусторонние силы были наиболее активны, а границы между мирами более тонки, что и способствовало более правдивому результату гаданий.
С приходом христианства на Русь, святочные гадания не только сохранились, но и приобрели более мистический смысл, и хотя церковь пыталась бороться с суеверием и гаданиями, они бережно передавались из поколения в поколения и дошли до наших дней в мало измененном виде.
Старшеклассники сами проводили различные конкурсы, гадания и игры. Из гаданий были следующие:
1)Цифровое гадание – в этом гадании нужно сосредоточить своё внимание на трёх вопросах, которые повторить про себя трижды: «Как поступить? Чего ждать? Чего опасаться?» С этими мыслями ткнуть, не глядя, в таблицу и прочитать тот ответ, на какую цифру вы попали. Это и будет ваше пророчество.
2)Гадание на фигурах – рисуем любую из предложенных фигур и узнаем предсказание на будущее.
3)Гадание на фасоли – загадываем желание, из корзинки достаём фасоль. Чётное количество – сбудется. Нет – придётся подождать.
4)Гадание на кубиках – кидаем до 6 раз. Если выпадут одинаковые цифры на обоих кубиках, читаем значение. Если ни разу не выпал дубль, значит время гадания для данного участника не пришло. Судьба не хочет, чтобы он заглядывал в будущее.
5) Предсказания из мешочка – вытягиваем заранее подготовленные предсказания из мешочка.
Ребята отгадывали загадки, читали скороговорки, пели колядки для своих друзей, участвовали в традиционных подвижных играх.
1)Игра «Золотые ворота» – из участников игры выбираются двое. Они будут «солнцем» и «месяцем». Затем «солнце» и «месяц» становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». При этом играющие поют любимые песни. Когда через «ворота» идет последний, они «закрываются». Попавшегося тихо спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать: позади «месяца» или «солнца». Игрок выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и игра продолжается до последнего.
2)Игра «Клубок» – игроки встают в круг и вместе произносят слова:
Встанем вместе мы в кружок
Будем мы катать клубок,
У кого клубок замрет,
Тот для нас плясать пойдет.
У кого в руках остановился клубок, тот выходил в центр круга и танцевал.
Святки – это особое время. В течение двух недель Святок деревенское население собиралось на вечеринки, где водили хороводы, пели песни, частушки, а ещё на посиделках загадывались загадки.
Обучающиеся 10 класса вспомнили традиции и обычаи русского народа. Было весело и интересно прикоснуться к сказке, к чудесам, к мечте. Конечно, современные дети не придают такого большого значения результатам гадания, как их сверстники в древние времена, для них это скорее игра, но правильное программирование будущей счастливой жизни, правильная постановка целей и жизненных приоритетов окажут положительное влияние на формирование личности обучающихся.
=Статья подготовлена классным руководителем 10 класса и учителем иностранных языков Васениной Оксаной Александровной=
|